Несмотря на погодные катаклизмы, все же повеяло Главным Праздником. Электронная почта полна предновогоднего спама: В Год Свиньи подложите свинью вашему начальнику, Соблазнительные снегурочки на вашей корпоративной вечеринке, Черная икра к праздничному столу – ОПТ! и прочие прелести. Коллеги не отстают: шлют бородатые анекдоты в тему. Например, все
корпоративные подарки на Новый год, оказывается, делятся на три категории: подарки, которые можно удачно передарить, которые нельзя удачно передарить, и те, которые можно выпить самому. Трудно оспаривать народную мудрость и нелегко выйти за пределы этих категорий: корпоративный новогодний подарок по определению должен быть универсален и безлик. Ну чего от него ожидать? Само это выражение в некотором роде оксюморон – слово корпоративный исключает слово подарок, подразумевающее бескорыстие дарителя.
Слово корпоративный исключает слово подарок, подразумевающее бескорыстие дарителя.
Не проще ли выдать деньги на руки? Но такой прямолинейный вариант – выплатить сумму, эквивалентную стоимости возможного подарка, в виде премии – наверняка найдет в компании массу противников, поскольку в этом случае, с одной стороны, никакого очеловечивания отношений между компанией и ее сотрудниками не получается. А с другой, сумма премии по отношению к общему заработку может показаться несущественной. Не поймите меня превратно: я стремлюсь не обвинить работодателей в неизобретательности, а скорее пожалеть их, ведь выбрать подарок даже очень близкому человеку – целая проблема, но проблема другого свойства. Что такое личный подарок? Это некая вещь... Нет, вру – это прежде всего ощущение, эмоция, возникающая в момент безвозмездной передачи некоего предмета. Причем эмоция обоюдная. И качество подарка в этом смысле оценивается качеством ощущений. Поэтому родному человеку, с которым у вас исключительные отношения взаимопонимания, можно даже подарить деньги – и ни одна из сторон не будет смущена. А можно подарить пустяк или не подарить ничего, просто сказав Поздравляю, и никто не будет обижен.
О каких обоюдных эмоциях можно говорить, если одновременно происходит вручение трехсот грелок с символикой компании? Здесь подарок – элемент системы мотивации сотрудников, или выброшенные на ветер деньги если одаривание организуется по принципу чтобы было), или некий сувенир скажем, бутылка вина или коньяка), который всегда в хозяйстве пригодится, но ощущения праздника не дарит. Не стоит, конечно, исключать возможности точного попадания, которое, тем не менее, тоже в кавычках, поскольку такие случаи зачастую спорны. Приведу пару примеров, не связанных с одариванием компанией своих собственных сотрудников.
Нельзя не вспомнить фаллоимитаторы фирменного желтого цвета, подаренные в прошлом году Евросетью своим конкурентам. Как бы кощунственно это ни прозвучало, подобный вариант практически идеален и для внутреннего пользования, по крайней мере, смелость решения впечатляет. Оригинально. Корпоративно – то есть отражает особенности культуры компании. Не провоцирует рассуждений типа сколько это стоило? и лучше бы деньгами.