SportObzor.Ru
 Главная    Добавить в избраное   Спортивные flesh игры он-лайн   Спортивные результаты On-line   Карта сайта 
Главное меню
Новости спорта
Меценаты

 

 

 



Эволюция комбинезонов Формулы-1

Новости Формулы 1

Эволюция комбинезонов Формулы-1Гонщики "Формулы-1" носят защитные огнеупорные комбинезоны, которые совершили длительный эволюционный путь. А все начиналось с простеньких костюмов из хлопка в 50-х. Развитие этого направления шло пошагово, растянувшись на десятилетия, но был достигнут сегодняшний идеал - легкая, огнеупорная униформа, позволяющая телу дышать.


Шестьдесят лет назад гонщики выходили на старт в легких футболках и брюках из хлопка, носили замшевую или кожаную обувь, зачастую на резиновой подошве. Шлем же был очень непрочным. Все это одеяние дополнялось перчатками из кожи, перфорированные на тыльной стороне, и очками с рамками из алюминия, которые раскалялись при пожаре. Узнав этот перечень, становится ясно, как хорошо защищены гонщики от различных неприятностей в наше время.

Эволюционный путь был трудным и долгим. Интересно, что сторонники улучшения безопасности не всегда получали в ответ понимание. Поэтому лишь ужасные аварии, которые унесли жизни гонщиков: 1968 - Джима Кларка, 1994 - Айртона Сенны и 2001 - Дейла Эрнхардта, дали серьезные толчки для переоценки ситуации.

Много новшеств в разные годы предложили производители гоночных аксессуаров, такие как: Alpinestars, OMP, Sparco и Stand 21. Все более активной позиции придерживается в последнее время FIA и Институт FIA в вопросах безопасности. Они регулярно пересматривают действующие стандарты и проводят интенсивные тесты.

60-е

Ранее Америка лидировала в области безопасности: в Индианаполисе было введено обязательное применение шлема еще в 35-м, а после гибели гонщика Джерри Анзера-младшего в 55-м внедрено обязательное ношение огнеупорных комбинезонов.

Но самым большим технологическим прорывом стало то, что компания Du Pont благодаря финансированию Пентагоном проекта, разработала легкое, гибкое и при этом прочное синтетическое волокно Nomex, которое обладает тугоплавкостью и низкой воспламеняемостью.

При температуре около 370 градусов Цельсия атомы азота и углерода, которые входят в состав полимера, вступают в соединение. При этом образуется защитное покрытие. При прохождении этой химической реакции происходит не просто поглощение тепла: карбоновый слой, который образуется, также делает ткань толще, создавая более прочный барьер, встающий на пути пламени. Углерод является великолепным теплоизолятором, который при последующем нагреве может лишь испаряться. При этом при температуре 3642 градуса Цельсия он превращается в газ из твердого агрегатного состояния, что существенно превышает температуру плавления наиболее тугоплавких металлов.

Компания Du Pont обратилась к компании Hincham, находящаяся в Индианаполисе и занималась с 20-х годов пошивом гоночных комбинезонов по спецзаказам. Первый гонщик, который выступал в комбинезоне из Nomex, - американец Мел Кеньон. Событие произошло в 1966-м году на «Старой Кирпичнице». Новинка очень быстро распространилась, ее поклонником был и молодой Марио Андретти. А немного позже этот материал стал самым популярным и на европейском континенте.

Так как в то время комбинезоны делали однослойными, гонщикам рекомендовали одевать и белье из Nomex: тесты, проведенные военными, продемонстрировали, что многослойный материал обеспечивает в несколько раз более высокую защиту, чем однослойный.

70-е годы

На данный момент канцерогенные свойства изучены довольно хорошо, но его огнеупорные качества вошли в историю гоночного комбинезона.

Фирма Stand 21 была одной из первых, кто стал производить двух- и трехслойные комбинезоны из Nomex и экспериментировать с асбестом. Эксклюзивным партнером этой компании стала фирма Leconte (Франция). Изделиями этой компании использовали французские пожарные. Жак Лаффит, гонщик команды Ligier, стал тем избранным, кто тестировал комбинезон с асбестовой нитью, разработанной Ferodo, в реальных условиях.

Такие комбинезоны проявили себя очень хорошо на тестах, после чего компания начала производить из этого материала огнеупорные ткани. И только в середине 70-х специалисты обнаружили его негативные качества.

К 75-му FIA узаконила огнеупорные комбинезоны для гонщиков, однако пока еще не был разработан единый стандарт. Но к концу 70-х Ники Лауда, Марио Андретти и Карлос Рейтеманн применяли в гонках пятислойные комбинезоны, которые отвечали спецификациям NASA. Но они были весьма неудобными и почти не пропускали воздух.

80-е

На известном фотоснимке, который был сделан в 86-м на Гран При Португалии, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Ален Прост и Айртон Сенна сидят на пит-уолл. Тогда FIA впервые стандартизировала огнеупорные качества комбинезонов и каждый из гонщиков радовался по-своему. Тогда было стандартизировано минимальное время, за который в случае аварии гонщик в состоянии покинуть кокпит своими силами или дождаться спасателей. Сенна и Прост, к примеру, отдавали предпочтение трехслойные комбинезоны...

Все больше внимания уделялось комфорту. В 86-м был внедрен материал ST2000, который обладал еще более высокими огнеупорными свойствами, но при этом обеспечивал более эффективное охлаждение во время гонки.

Ив Моризо, учредитель компании Stand 21, сказал: «Прост сразу разобрался, что это лучше: без перегрева ты едешь безопаснее и быстрее. Некоторые гонщики отдавали предпочтение старым моделям комбинезонов, которые имели более красивый внешний вид. Но Ален понял, что более удобные, более безопасные комбинезоны вполне могли увеличить преимущество в скорости».

Современность

В 2002-м году введен самый жесткий стандарт по огнеупорным свойствам гоночной одежды. Белье, перчатки, обувь, носки, прорезиненная тесьма, аппликации, швы, нить, молнии, ткань, — ничто из составных частей комбинезона не ускользнуло от внимания создателей стандарта FIA 8856-2000.

Предприятие Ива Моризо проводило интенсивные исследования совместно с военными из Франции при участии Терри Траммелла, хирурга чемпионата IndyCar в США, доктора Пола Траффорда, медконсультанта института FIA, и профессора Клода Мейстельмана из университета в городе Нанси. Они использовали научный подход, когда изучали достоинства, дающие гонщику воздухопроницаемость ткани.

Эти исследования показали, что повышение температуры тела лишь на один градус приводит к существенному снижению эффективности человеческого организма. А ведь известно, что гонщики вынуждены работать при температурах более 40 градусов по Цельсию. Очевидным становится вывод: повышение температуры вызывает вероятность того, что гонщик будет быстрее уставать, поэтому ошибаться и попадать в аварии.

Такое открытие побудило разработку еще более легких комбинезонов, которые позволяют поддерживать температуру тела на уровне, наиболее близком к нормальному. Таким образом, появился двухслойный удобный костюм, который обеспечивают такую же защиту, как и у трехслойного. В таком комбинезоне более тонкий внутренний слой соединен с более толстым внешним. Эти слои созданы из ST3000, нового материала, который обеспечивает циркуляцию воздуха. Интересно, что такое решение стало идеальным даже для самого сложного вида автомобильного спорта — гонок на выносливость.


Ключевые теги: Формула-1 Lotus Sauber Force India Lotus Renault GP Mercedes GP Ferrari
22-01-2012, 16:24 Спортивное обозрение
 

Вы читали: Эволюция комбинезонов Формулы-1.

Предлагаем Вашему вниманию другие новости по теме:

Гонщики Формулы-1 примут участие в гонках новой азиатской серии i1 Supercar
Бывшие и нынешние гонщики Формулы-1 и других чемпионатов примут участие в гонках новой азиатской серии i1 Supercar, начиная с декабря этого года.

Гонщики Формулы-1 устроят показательные заезды на улицах Ливерпуля
В конце мая 2010 года английский Ливерпуль станет гоночной трассой, на которой пройдут показательные заезды болидов Формулы-1.

Гонщики F1 требуют от FIA ограничить допустимые действия в борьбе за позицию
На прeсс-конфeрeнции в чeтвeрг гонщики продолжили полeмику по поводу инцидeнта на пeрвом кругe Гран При Бpaзилии мeжду Адрианом Сутилом и Ярно Трулли - оба они были приглашeны FIA, как и Фeрнандо Алонсо, тожe выбывший из бpaзильckoй гонки послe этого инцидeнта.

FIA изменила правила машины безопасности
FIA подтвeрдила, чтo в 2009-м году вcтупают в силу новыe правила, рeгламeнтирующиe повeдeниe гонщиков и команд в пeриоды, когда нa тpacсe появляeтся автомобиль бeзопасности.

Все замечания и пожелания присылайте на sportoboz.ru@gmail.com

При цитировании интернет-сайтами обязательна гиперссылка Спортивное обозрение
               
Поиск по сайту



Меценаты


Карта сайта
Жизнь сайта