Мы ждали этого с 1996 года — Артур Далалоян, например, тогда даже не родился. Но ждали не зря — у России, наконец, выросла целая команда гимнастов, которые ничем не уступают звездному поколению Алексея Немова. А в чем-то даже его превосходят.
Никита Нагорный вышел делать свои вольные упражнения, когда все остальные команды уже закончили выступления, — и все зависело только от него. Это напоминало рекордные прыжки Елены Исинбаевой, только вместо переполненного стадиона были пустые трибуны. Но вряд ли Никита вообще это заметил. Он вышел и сделал, в том числе фирменный элемент своего имени. И принес нашим парням олимпийское золото, которого они как никто заслуживали.
Предпоследний шанс для Далалояна
Внешне все это напоминало какой-нибудь чемпионат России. Практически пустые трибуны и тишина, в которой проходили упражнения. Жидкие аплодисменты после удачных приземлений. Но достаточно было посмотреть на лица спортсменов, чтобы понять: это финал — на разрыв.
Даже в буквальном смысле — разрыв ахилла, который Артур Далалоян перенес всего три месяца назад. По идее, сегодня он должен был только начинать ходить на костылях. А вместо этого Далалоян бился за золото. Бился на всех шести снарядах, хотя еще несколько дней назад от вольных и прыжка хотел отказаться. Но — так нужно было команде, да и ему лично в первую очередь.
Для Артура, единственного в этой сборной, Олимпиада в Токио — первая в карьере. Все остальные уже имеют серебряный опыт Рио-2016. А вот Артур тогда на Игры не попал, да и сейчас у него будет всего еще один шанс — в личном многоборье. Ни в один из финалов на отдельных видах Далалоян не отобрался. В отличие от товарищей по команде, для него в этот вечер стояло на карте вообще все.
И Далалоян не подвел. Камера выхватила крупный план, как он выдыхал после прыжка. Не с радостью или гордостью за себя, но только с огромным облегчением. Именно с этим чувством мы встречали каждый выход Артура на снаряд. И с каждым его выступлением становилось все более очевидно, что золото все-таки будет нашим.
Чем Нагорный похож на Исинбаеву
За два снаряда до конца команда ОКР выигрывала у китайцев почти три с половиной балла. Это гигантский разрыв, особенно если учесть, что Китай и Японию на третьем месте разделяли сотые. Впереди у нас оставались перекладина и заключительные вольные. Именно они таили в себе максимальную опасность. Перекладина — пожалуй, наш самый слабый снаряд. А случаев, когда команда проигрывала золото на последнем снаряде, в гимнастике масса. Собственно, именно так случилось в 2018-м, когда мы уступили китайцам, и в 2019-м — тогда, наоборот, взяли реванш и победили.
Никто из россиян на перекладине не был безупречен. После нее Нагорный, Далалоян и Белявский отошли в сторону и долго о чем-то беседовали. А потом встали в круг, взяв с собой Аблязина, и обнялись. Китайцы в этот момент феерили на брусьях. Их отставание сократилось до символических 0,6 балла. Наше преимущество растаяло, все начиналось заново!
На вольных у нас начинал Аблязин. С суперсложным набором Денис справился не до конца — допустил выход за ковер, за что у него сразу сняли три десятые. Итоговая оценка 13,9 закрутила интригу до предела. У китайцев на соседней перекладине тоже получалось не все. Исход финала должен был решить Далалоян, который выходил на вольные вторым.
В квалификации у Артура вольные упражнения совсем не получились. После них Далалоян даже не сдержал слез. В Токио все было иначе, и оценка Далалояна подарила нам надежду на хороший исход. Хотя китайцы на соседней перекладине тоже не отставали.
Все в итоге зависело от Нагорного. Чтобы принести команде золото, ему нужно было получить больше 14,06 балла. Вполне реальные цифры для Никиты, для которого вольные — один из коронных снарядов. Но кто помнит о статистике, когда на кону — золото Олимпиады? Это было похоже на рекордные прыжки Елены Исинбаевой. Такая же мертвая тишина, все давно закончили соревнования, и глаза соперников устремлены только на тебя: справишься или нет? Только планка на этот раз была задана в баллах, а не в метрах.
Нужно было видеть наших парней, когда они встречали Нагорного с помоста. И глаза Никиты — обычно слегка ироничного и заводного, — полные слез и надежды. Его обнимали, хлопали по плечу, говорили, что все нормально. Но как может быть нормально, когда от тебя одного зависит судьба целой команды?!
Никита не подвел, он получил гораздо больше, чем было необходимо. Мы — олимпийские чемпионы! Ну, а китайцев в итоге обошли даже японцы.
Олимпийские игры-2020. Спортивная гимнастика.
Мужчины. Командное первенство. Финал
1. Россия Артур Далалоян, Денис Аблязин, Давид Белявский, Никита Нагорный) — 262,500
2. Япония — 262,397
3. Китай — 261,894
Обычно пресс-конференция чемпионов — скучнейшее мероприятие. Дежурные вопросы-ответы, а все самое интересное происходит потом, когда появляется возможность побеседовать один на один. Но только не в Токио: здесь возможности для эксклюзивов ограничены ковид-протоколом.
— Как же это тупо! — сказал Нагорный, когда ему вместо живых журналистов подсунули под нос кучку диктофонов на подносе. И с ним, конечно, сложно не согласиться.
Нагорный готов не снимать медаль всю жизнь
Далалоян на пресс-конференцию шел заметно прихрамывая. Вообще было непонятно, как этот человек, который еле ходит, только что исполнял сложнейшие комбинации на всех снарядах.
— Не могу сказать, что мне больно, — заметил Артур. — В принципе, когда после операции прошло три месяца, это скорее не боль, а дискомфорт. Сухожилие зашили с запасом, и оно теперь не такое эластичное, как было у меня всю жизнь. В месте операции постоянно какие-то спайки. Я этот дискомфорт чувствую постоянно, даже когда хожу. И ночью от этого просыпаюсь. Мне сейчас стоять общаться тяжелее, чем там было выступать. Потому что устал и эмоции отступили.
Далалоян правда выглядел уставшим. Надвинул на глаза кепку и уткнулся в телефон. Сидевший рядом Давид Белявский — аналогично.
— Парни, ну отвлекитесь уже от переписки! — пошутил Нагорный. — У вас золотые медали на шее!
— Она, кстати, тяжелая, шея болит. Хочется уже снять, — заметил Давид.
— А я свою готов носить хоть всю жизнь! — пошутил Никита. И поцеловал награду для верности.
Белявский — лучший математик в команде
О геройстве Далалояна написали все подряд, но и у Дениса Аблязина тоже своя сложная история. Два года назад он в двух местах сломал ногу. Для гимнаста, для которого вольные и прыжок — основные снаряды, это критично. До сих пор он выступает с двумя титановыми пластинами. Но Аблязин не только восстановился, но и усложнил свои программы!
— Я переживал, когда на вольных заступил за ковер, — признался Аблязин. — В такой борьбе каждая десятая балла критична. Это шестой снаряд, от него все зависело...
Это была настоящая команда, где все зависело даже от Давида Белявского, хотя он на вольных не выступал. Зато был настоящим мозгом нашего квартета и считал, кому и какую комбинацию нужно исполнить, чтобы этого хватило для победы.
— Перед вольными мы говорили о том, какие упражнения будем прыгать, — рассказал Белявский. — Потому что мы знали, какой у нас отрыв, сколько нужно баллов. Понимали, как Япония с Китаем примерно может выступить. Это и обсуждали.
— Белявский подсчитал, что для победы мне хватит упрощенной комбинации, — подтвердил Нагорный. — Хотя я даже ее не сделал чисто, придумывал упражнение уже на ходу. В принципе понимал, что этого должно хватить для победы. Но вдруг бы судьи поставили чуть меньше, все-таки речь шла о хозяевах Олимпиады...
— Помните, утром была новость, что в Токио ожидается тайфун? — продолжил Нагорный. — Так вот, мы и есть тот тайфун! Он пришел, взял свое и теперь тайфуна не будет. Я всегда знал, что каждый из ребят заслуживает этой награды. Мы команда победителей, это правда. И еще спасибо огромное нашим тренерам, врачу, который каждый вечер выслушивал нытье... Хотя нет, ребята не ныли, это только я ныл!
— Правда, что у вас в Токио были претензии к судейству?
— Не совсем так. Я не хочу критиковать судей и говорить, что мне что-то не так поставили. Но по другим соревнованиям, чемпионатам мира и Европы, мы привыкли, сколько нам обычно ставят за то или иное упражнение. А тут оценки были чуть меньше. Сегодня в принципе мы получали как обычно...
В этот момент Нагорный посмотрел на часы и в ужасе воскликнул: "Ничего себе, уже 11 вечера?!" Мыслями Никита уже в финале абсолютного многоборья, который будет совсем скоро, в среду. Белявский заторопился на допинг-контроль — ему выпало идти туда единственному из команды.
— Можно чего-нибудь сладкого? Колу хотя бы? — выдохнули наши парни. Ключевые теги: Олимпиада, Олимпиада-2020 в Токио, Россия
26-07-2021, 18:19 Спортивное обозрение
|