Что такое вагон-ресторан? Это уютная атмосфера, немного завышенные цены и неповторимая дорожная романтика – у большинства людей возникают именно такие ассоциации. Между тем вагон-ресторан в поезде – это такое же заведение общепита, только со своими особенностями.
Вагон-ресторан есть далеко не во всех поездах: имеют его лишь поезда дальнего следования или составы, находящиеся в пути больше суток. Заведение общепита на колесах имеет множество сходств с привычным рестораном. Сюда можно отнести изысканный интерьер, наличие бара и хорошую кухню. Однако на этом похожесть заканчивается, и можно найти множество различий с другими заведениями общепита:
Режим работы. Если обычное заведение работает с утра до утра или до ночи), то график работы вагона ресторана своеобразен – в некоторых поездах это всего лишь несколько часов, в других – не менее 12 часов по определенному графику.
Меню в вагоне-ресторане довольно скромное, так как возможность приготовления блюд в пути также ограничена. Обычно в состав железнодорожного меню входят 2-3 наименования супов, 4-5 видов горячих закусок и столько же холодных. Рацион состоит из полуфабрикатов и прочих блюд высокой степени готовности. В большом ассортименте представлены кондитерские изделия, выпечка, прохладительные напитки.
Производственный процесс. В кухне вагона-ресторана имеются плиты, которые работают за счет энергии поезда, производственные столы, а также холодильное оборудование. Кардинальных отличий от кухни обычного ресторана здесь нет, разве что оборудование и мебель расположено очень компактно, и в отдельном отсеке кухни расположена мойка для посуды.
Зал – обычно вагон-ресторан в поезде вмещает не более 40-45 пассажиров. В зале расположены столы и барная стойка также ее называют буфет), где могут расположиться еще 2-3 пассажира. В баре вагона-ресторана установлена кофемашина и отпускаются напитки. Курить в зале запрещено.
Персонал. Штат работников в железнодорожном ресторане крайне мал – один повар, помощник повара, мойщик посуды, буфетчица-официант по совместительству. Держать больше персонала невыгодно из-за маленького объема работы.
Ценообразование. Большинство пассажиров сходятся во мнении, что цены меню в вагоне-ресторане баснословно завышены. Однако при этом спрос на услуги "вкусного" вагона неизменно высок. Почему так? Причиной этому является монополия – полноценный, горячий обед в пути можно получить только в вагоне-ресторане, пусть и за приличную стоимость.