SportObzor.Ru
 Главная    Добавить в избраное   Спортивные flesh игры он-лайн   Спортивные результаты On-line   Карта сайта 
Главное меню
Новости спорта
Меценаты

 

 

 



Что такое стедикам и какую роль он выполняет

Спортивный праздник
Стедика́м, Стэдика́м англ. Steadicam;) — носимая система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении. В советских/российских источниках "Стедикам" классифицируется как поясно-плечевой демпфирующий штатив или опора. Относится к вспомогательному операторскому оборудованию.
 
Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании "Тиффен" англ. Tiffen), полное торговое название системы — Tiffen Steadicam. Кроме торговой марки слово "Стедикам" используется в кинематографе для обозначения принципа съёмки со свободным движением стабилизированной камеры. Купить стедикам вы сможете на https://clamppro.ru/stedikamy.

История
В современном кинематографе и телевидении одним из главных выразительных средств является перемещение камеры в пространстве. Основной трудностью при съёмке в движении является получение стабильного изображения, лишённого тряски и колебаний. При съёмке с рук или с плеча тряска изображения неизбежна и может сделать его непригодным для использования. До появления системы "Стедикам" единственными технологиями, обеспечивавшими стабильное изображение с движущейся камеры, были тележка "долли" и операторский кран. Однако эти способы очень трудоёмки, требуют большой предварительной работы по прокладке рельсов и установке крана, а, кроме того, всё равно ограничивают подвижность камеры, поскольку рельсы можно проложить далеко не везде и приходится постоянно избегать их видимости в кадре.

Система "Стедикам" изобретена кинооператором Гарретом Брауном англ. Garrett Brown), который 12 апреля 1977 года получил патент США на изобретение под названием "Оборудование для использования с ручными кинокамерами". Впоследствии права на изобретение были проданы компании Cinema Products, давшей ему название Steadicam, а в дальнейшем производство перешло к компании "Тиффен". В настоящее время "Стедикам" под разными торговыми брендами производится несколькими фирмами, но оригинальное название имеет право использовать только "Тиффен". Также Гарретом Брауном изобретена система перемещения подвешенной на тросах камеры, называемая "Скайкам" англ. Skycam, Spidercam), используемая для съёмок спортивных мероприятий и масштабных телешоу с высоты.

Система "Стедикам", которую вы можете заказать на clamppro.ru/karty-pamyati обеспечивает настолько плавное движение съёмочной камеры, что при просмотре полученного изображения у зрителя создаётся ощущение полёта. При этом камера крепится к торсу оператора, который может свободно перемещаться в любом направлении. Закреплённый на транспортном средстве, "Стедикам" гасит любую тряску, обеспечивая качественное изображение.

Советская система стабилизации, разработанная кинооператором И. А. Черных
Первым фильмом, снятым с применением прототипа системы в 1976 году, стал "На пути к славе" англ. Bound for Glory). После просмотра 16-мм ролика, сделанного фирмой Cinema Products для рекламы изобретения, в котором жена Брауна Хеллен поднимается по ступенькам Музея Искусств в Филадельфии, режиссёр Джон Эвилдсен пригласил изобретателя снимать Сильвестра Сталлоне, поднимающегося по той же лестнице в фильме "Рокки". Такое же впечатление рекламный ролик произвёл и на Стэнли Кубрика, который немедленно пригласил Брауна для участия в съёмках фильма "Сияние". Первыми фильмами, в которых использовалась система, стали также "Житие Брайана по Монти Пайтону" и "Чужой". Появление "Стедикама" произвело такое впечатление на кинематографистов, что в 1978 году Гаррету Брауну был присуждён Оскар за технические достижения.

В 1977 году в СССР кинооператором И. А. Черных была самостоятельно разработана система стабилизации киносъёмочного аппарата "Горизонт" похожей конструкции, использованная для съёмок отдельных эпизодов фильмов "Пробивной человек", "Полоска нескошенных диких цветов", "Пятое время года", "Емельян Пугачёв", "Особо важное задание" и "Битва за Москву". Дальнейшим развитием этой разработки стала система "Вертикаль", оснащённая гироскопом, и выпущенная в нескольких экземплярах на киностудии "Мосфильм". Кроме этих двух разработок в СССР применялись ещё несколько стабилизаторов: образец, разработанный на киностудии Довженко, система "2ГСП" конструкции МКБК и устройство "1КОД", использованное при съёмках документальной ленты "О спорт, ты — мир!". Однако, по сравнению с американским аналогом, отечественные устройства оказались менее мобильными. Первые два "Стедикама" были куплены для "Мосфильма" уже в 1977 году. Закупка следующей партии была намечена перед Московской Олимпиадой 1980 года, но в результате бойкота со стороны США, последовавшего в ответ на участие СССР в афганской войне, сделка была сорвана.

Партия "Стедикамов" всё же была закуплена для центральных киностудий позже, несмотря на огромную цену в 50 тысяч долларов за комплект. Один из первых советских фильмов, в которых применялась импортная система — "Иди и смотри" Элема Климова. В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссёр Александр Сокуров в 2001 году создал уникальный фильм "Русский ковчег", изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полёта камеры по всем помещениям за главным героем. При съёмках сцен большой длительности телесериала Алексея Мурадова "Человек войны" использовалась система "Стедикам", изготовленная российской фирмой "Пультекс". Из российских фильмов, снятых с применением "Стедикам", можно также назвать картины "Антикиллер", "Старые клячи", "Турецкий гамбит", "Спартак и Калашников", "9 рота", "Трудно быть богом". Система применялась при съёмках новогодних мюзиклов "Старые песни о главном 2" и "Старые песни о главном 3".

Конструкция

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на "Стедикам"
Конструкция оригинального "Стедикам", так же, как и большинства его аналогов, состоит из жилета, который надевается на оператора, стрелы англ. Spring Arm) называемой "пантографом" или "рукой", и вертикальной штанги англ. Post), крепящейся к стреле через карданный шарнир. Вся конструкция сбалансирована так, что камера удерживается не руками оператора, а стрелой. Оператор только придаёт нужное положение камере, закреплённой таким образом, что угол её поворота не зависит от движения корпуса человека. Шарнир позволяет оператору, сохраняя положение своего корпуса, панорамировать камерой в пределах 360° в горизонтальной плоскости и до 45° вверх и вниз по вертикали. Стрела представляет собой сложный шарнирно-рычажный демпфирующий механизм с калиброванными пружинами, удерживающими массу всей системы вблизи положения её равновесия. Она является главным элементом компенсации линейных колебаний и сохранения положения камеры относительно снимаемой сцены. Демпфер гасит линейные перемещения, а шарнир изолирует камеру от резких вращательных движений. К штанге сверху крепится камера, а на противоположном конце — внизу — противовес англ. Sled Module), в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра, являющегося неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со "Стедикам" у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром. Самые первые системы "Стедикам" оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля, закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения.

Главный стабилизирующий эффект "Стедикам" заключается в большом моменте инерции вращающейся части, сводящем к минимуму угловые перемещения. Свободное перемещение инертной массы системы относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя штангу с камерой и противовесом от резких случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора. При этом видеосигнал с телевизира передаётся на пульт ассистента специальным радиопередатчиком, избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора. Для работы с "низкой точки" камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В некоторых случаях используется дополнительная угловая стабилизация системы при помощи гироскопов. К таким мерам прибегают в случае внешних воздействий, например в виде сильного ветра, раскачивающего стабилизатор с камерой.

Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам. Для отдыха оператора в перерывах съёмки подвижная часть системы может временно подвешиваться на специальный штатив-опору, входящую в комплект. Стабилизирующий эффект, получаемый при работе с тяжёлыми профессиональными киносъёмочными и телевизионными камерами, недостижим с современными лёгкими видеокамерами. Для получения качественной стабилизации масса закрепляемого аппарата не должна быть ниже 5 килограммов. Некоторые производители "Стедикамов" специально для крепления лёгких камер выпускают утяжелённые площадки массой 2—5 кг.

Облегчённые версии "Стедикам"
Системы стабилизации, обеспечивающие плавное перемещение камеры, в последние годы получили широкое распространение не только на телевидении и в кинопроизводстве, но и в видеографии. Кроме упрощённых версий, предназначенных для профессиональных видеокамер, выпускаются компактные стабилизаторы без жилета, рассчитанные на лёгкие, чаще всего — ручные камеры. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam, Flycam, Stabicam, PR-Line ST-2, "Merlin", "Hague" и другие. Конструкция их достаточно проста, что позволяет некоторым видеографам самостоятельно создавать системы, подобные "настоящим". Во второй половине 2010-х годов некоторые производители начали налаживать выпуск стабилизаторов для смартфонов. Даже правообладатель бренда Steadicam начал производство компактного устройства "Tiffen Smoothie" для камерафонов и экшен-камер.

Принцип действия всех этих устройств — изолирование камеры от резких поворотов с помощью карданова подвеса — основан, как и у настоящего "Стедикама" на угловой стабилизации, за счёт момента инерции системы, её статической и динамической балансировки. "Рука" в большинстве облегчённых версий отсутствует, поскольку изоляция камеры от линейных перемещений не так критична, как от угловых. Отсутствие линейной стабилизации заметно только при съёмке объектов, расположенных близко: это проявляется в колебаниях их положения относительно неподвижного фона.

Устройства требуют обязательной статической и динамической балансировки, которую производят для каждой камеры и её "обвеса" индивидуально. Статическая балансировка производится с таким расчётом, чтобы в рабочем положении центр тяжести конструкции был немного ниже точки опоры в шарнире, но так, чтобы время возвращения из горизонтального положения в рабочее было достаточно велико (1,5—3 секунды). Благодаря динамической балансировке одна из главных осей инерции всей конструкции проходит через центр тяжести и точку опоры. Только тогда камера способна совершать панорамирование, не раскачиваясь. 

Альтернативные способы стабилизации
Параллельно с системой "Стедикам", которую вы можжете найти на нашем сайте clamppro.ru, разрабатывались и совершенствовались специальные панорамные головки с индикаторным гиростабилизатором, позволяющие вести съёмку не только с операторского крана, но и с движущихся транспортных средств. Однако, эти устройства непригодны для движения по непредсказуемой траектории в стеснённых пространствах, требуя закрепления на кранах или тележках. Самодельные устройства для видеографии, основанные на тех же принципах, позволяют осуществлять стабилизацию в движении. Однако, в этом случае происходит лишь угловая стабилизация, а линейная должна обеспечиваться другими устройствами. Последняя особенно критична при съёмке близких объектов, линейное перемещение относительно которых заметно на экране. То же относится к оптическим и цифровым стабилизаторам, использующимся, например, в экшн-камерах и любительских видеокамерах. Цифровая стабилизация, непригодная для киносъёмочной техники, характерна меньшей эффективностью использования поля изображения объектива и площади матрицы, поскольку необходим их существенный "запас", зависящий от амплитуды компенсируемых колебаний. Однако, главным недостатком оптических, цифровых и гиростабилизаторов является недостаточная эффективность в низкочастотном диапазоне колебаний. По этому параметру система "Стедикам" не имеет конкурентов.



19-10-2018, 09:43 Спортивное обозрение
 

Вы читали: Что такое стедикам и какую роль он выполняет.

Предлагаем Вашему вниманию другие новости по теме:

Какая камера лучше для видеонаблюдения
Итак, при выборе камер для видеонаблюдения необходимо исходить из задач, которые вы ставите перед системой видеонаблюдения. Четкое определение задачи будет определять правильный выбор камеры.

Торговое оборудование для магазинов и его ассортимент
Успех и прибыль торговли в магазине зависит не только от ходового товара и квалифицированного персонала, но и от верно подобранного и размещенного торгового оборудования. К таковому относятся все конструкции и техника, предназначенные для демонстрации и хранения товаров, а также обслуживания и

Популярная модель телевизора
Тонкий LED-телевизор LG 28MT42VF-PZ можно повесить на стену, в этом случае изображение будет видно из любого угла, ведь угол обзора равен 178°. Устройство не перегружено дополнительными функциями и предназначено для тех, кто смотрит телевидение, фильмы, записанные на дисках можно подключить

Холодильные камеры – все преимущества
Сборные холодильные камеры используются для охлаждения любого мяса, его заморозки и хранения при низких температурах. Модульные системы состоят из пенополиуретановых сэндвич-панелей и мощных холодильных агрегатов, и считаются наиболее выгодным оборудованием для работы с мясным сырьем.

Все замечания и пожелания присылайте на sportoboz.ru@gmail.com

При цитировании интернет-сайтами обязательна гиперссылка Спортивное обозрение
       
Поиск по сайту



Меценаты


Карта сайта
Жизнь сайта