О ранней истории тайцзицюань сохранилось мало достоверных сведений. Существует мнение, что самые древние истоки этой системы восходят к первобытным танцам, которые сочетали в себе и ритуальные действия, и практическую тренировку, и приемы боевого единоборства.
В некоторых источниках делается попытка проследить истоки системы во времена правления династии Тан 618—907). Считается, что первоначально тайцзицюань практиковали лишь в нескольких провинциях Китая, но и в них она была мало распространена, и знание этой системы передавалось лишь очень ограниченному кругу наиболее способных учеников. К числу основоположников системы относят три имени: Сюй Сюаньпин эпоха Тан), Ван Цзунъюэ эпоха Мин) и Чжан Саньфэн эпоха Сун). В определении дат жизни этих людей существуют очень большие разночтения.
Существует несколько преданий о времени и обстоятельствах возникновения тайцзицюань как самостоятельного направления в искусстве цюаньшу. Одно из них гласит, что в эпоху династии Сун при правлении императора Хуэйцзуна (1101—1126) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество севера и воды Сюань У и передало ему учение о кулачном искусстве, на основе которого он создал "внутреннее" направление цюаньшу, в том числе школу тайцзицюань. Эта система единоборства оказалась такой эффективной, что безоружный патриарх, находившийся в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов. Предлагаем заниматься
тайцзи в москве недорого.
Согласно другой легенде, даосский монах Чжан Саньфэн, живший в XIII в. по некоторым источникам — в XIV в.), сидя однажды в своей хижине, услышал волшебный разговор. Выглянув в окно, он увидел сороку, сидящую на дереве, и змею на земле под деревом, пристально глядящих друг на друга. Всякий раз, когда сорока слетала вниз, чтобы атаковать змею, ее резкие удары клювом оказывались тщетными: змея быстро уклонялась мягкими, текучими и округлыми движениями, а сорока лишь все более изматывалась от бесплодных попыток достать ее и в конце концов потерпела поражение. В гибкости и уступчивости непрерывных, извивающихся, кругообразных движений змеи, оказавшейся победительницей в этом поединке, Чжан Саньфэн увидел реализацию даосского принципа "слабое и мягкое побеждает твердое и сильное", сформулированного и раскрытого в древнейших трактатах "Даодэцзин", "Чжуанцзы" и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил инь и ян, "покоя" и "движения", "пустого" и "полного", "твердого" и "податливого", Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов единоборства. Как гласит предание, основу упражнений этой системы составили "движения воды и облаков, качание деревьев под ветром, повадки змей и птиц". Тринадцать основных позиций его системы: отражение, откат, нажим, толчок, оттягивание, расщепление, локоть, плечо, наступление, уход, смотреть направо, взглянуть налево, равновесие в центре — прослеживаются и сейчас в школах тайцзицюань.
Так, согласно традиции, была создана система психофизической тренировки, воспитания и самозащиты, в которой принцип уступчивости, мягкости и ускользания от прямого столкновения с противником противопоставляется грубой, агрессивно-наступательной силе, в конечном итоге одерживая над ней верх. Поскольку Чжан Саньфэн обитал в горах Уданшань, созданное им "внутреннее" направление цюаньшу впоследствии стало называться "уданским".
Однако, как показали исследования современных китайских историков, в частности известного китайского историка ушу Тан Хао (1897—1959), эти предания не очень достоверны с сугубо исторической точки зрения и, скорее всего, носят мифологический характер.
Согласно традиционной версии, сам термин "тайцзицюань" возник в эпоху правления династии Цин (1644—1911), когда выдающийся мастер боевого искусства того времени Ван Цзунъюэ, опираясь на классическую "Книгу Перемен" кит. "Ицзин"), дал толкование понятию наивысшего "предела" взаимопроникновения и единения сил инь и ян применительно к искусству кулачного боя и борьбы. Свои пояснения он изложил в "Трактате о тайцзицюань", в котором впервые было установлено это название. Наиболее достоверные источники датируют возникновение школы тайцзицюань именно XVII веком и связывают ее раннюю историю с родом Чэнь из местечка Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.
Основателем тайцзицюань в этом роду считается Чэнь Вантин (1587— 1664), который был крупным военачальником в конце правления династии Мин (1368—1644). После падения династии Мин и прихода к власти Цинской династии он ушел на покой и жил в уединении. Взяв в качестве первоисточника "Трактат о кулачном искусстве" знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана (1528—1587), он разработал такие системы цюаньшу, как "Чанцюань" "Длительный кулачный бой", или "Длинный кулак") и комплекс упражнений из 13 боевых приемов форм). Позднее, соединив это с теоретическими положениями "Трактата о тайцзицюань" Ван Цзунъюэ, он создал современную школу тайцзицюань семьи Чэнь.