Многие практики да и просто интересующиеся йогой наверняка слышали о древности этого учения. О том, что йоге не один век, знают многие, но популярность к этой некогда секретной дисциплине телесного и духовного развития пришла не сразу. Давайте подробнее разберемся в истории йоги и узнаем некоторые факты.
Доведический период: 6000-3000 лет до н.э.
История йоги насчитывает от пяти до восьми тысячелетий. Согласно исследованиям разных историков, нечто подобное ей существовало еще в доведический период ок. 6000 – 3000 до Н.Э.) Установлено, что это учение появилось именно на индийской земле. Практики, немного похожие на современную йогу, были у древних арийских племен и народов до ведического периода, что было зафиксировано позже в великой Ведической религиозной литературе шастрах).
При раскопках в древнем городе Мохенджо-Даро археологами была обнаружен амулет-печать, изображающий мужчину, сидящего в позе, очень похожей на сложную асану из йоги – Бхадрасану позу милосердия) или Сиддхасану совершенную позу). Это так называемый "Пашупати" или "Господь зверей". Считается, что это предшественник индуистского бога Шивы. Тут читайте
полезные знания о йоге.
Ведический период: 2000-1500 лет до н.э.
В этот период формируется корпус текстов, называемых Ведами. В Веды входило четыре сборника – Самаведа, Ригведа, Яджурведа и Атхарваведа. Благодаря этим текстам, составившим религиозную и философскую основу ведической религии, возник брахманизм, серьезно повлиявший в дальнейшем на развитие многих религиозно-философских систем Индии. И хотя нельзя сказать, что все методы и концепции йоги целиком вышли из Вед, но нельзя и отрицать, что нечто похожее на метод единения с абсолютом т.е. метод йоги) можно найти в одной их самых древних Вед – Ригведе.
Упанишады: около 800-1000 лет до н.э.
Несмотря на догматичность раннего брахманизма, вскоре появились более интересные тексты, называемые Упанишады. Авторами упанишад были отшельники-аскеты. Многие философские и мистические идеи, обозначенные в Ведах, получили в Упанишадах дальнейшее развитие. Известные всем сегодня концепции перевоплощения реинкарнации) и учение о карме – во многом заслуга множества авторов упанишад. Упанишады часто говорили о важности познания божества Брахмана) и слияния и отождествления с ним, что уже указывает на метод йоги соединения), в них же появляются понятия и термины йоги. Практическая сторона этой системы по большей части была освещена в других текстах – Араньяках лесных книгах).
Достижение абсолюта или Брахмана посредством Атмана – индивидуальной души, которая является его частью, описано в известной Бхагават-гите Гита-упанишада).
В Майтраяния-упанишаде (200-300 лет до н.э.) мудрец Шакаяна излагает ставшему отшельником царю Брихадратхе учение о шестеричной йоге шад-анга-йога):
Вот правила для достижения этого [единства] с Брахманом: сдерживание дыхания пранаяма), прекращение деятельности чувств пратьяхара), размышление дхьяна), сосредоточенность дхарана), созерцательное исследование тарка) и полное слияние самадхи) — это называется шестичастной йогой. Когда, видя благодаря ей, просвещенный видит златоцветного творца, владыку, пурушу, источник Брахмана, то, освобождаясь от добра и зла, он соединяет все в высшем неразрушимом.
Эта упанишада замечательна также тем, что в ней описан процесс поднятия жизненной силы прана) из основания позвоночника по центральному каналу сушумна-нади) к вершине головы. В целом этот текст очерчивает каркас и методологию практик, которые станут фундаментом для развития классической системы йоги Патанджали.
Классический период: около 200 г. н. э.
Именно учение, изложенное в Йога-сутрах Патанджали, принято называть классической йогой. Сама датировка написания Йога-сутр до сих пор с точностью не установлена. Прежде всего, эта трудность связана с тем, что исследователи выдвигают разные даты жизни предполагаемого автора – Патанджали. Одни считают, что Патанджали жил около 50 года н.э., другие говорят, что во II веке н.э. Однако анализ содержания и терминов, использованных автором, с большей вероятностью относят текст Йога-сутры ко II веку н.э.
Кем был Патаджали, к сожалению, определить невозможно. Сложность создает то, что в Индии существовало несколько известных людей с таким именем.
Если же говорить системе практик, представленной в Йога-сутрах, то ее по праву можно назвать апогеем развития йоги. Не зря в Индии она считается даршаной – т.е. авторитетной.
Йога Патанджали имеет довольно много общих черт с буддизмом, но невозможно точно установить, связано это с общим развитием индуистского и буддийского направлений йоги, или же сам автор всерьез интересовался буддизмом. Однако если Патанджали действительно жил во II веке, то нельзя отрицать, что он мог испытать серьезное влияние этого учения.