Вагонная тележка — основной элемент ходовой части вагона, представляет собой поворотное устройство, на которое опирается кузов вагона. Основное преимущество вагонной тележки — малая жёсткая колёсная база, что обеспечивает вписывание в кривые малого радиуса. Первые вагоны, опирающиеся на поворотные тележки появились в Великобритании в 1874 году.
Смена тележки вагона в Бресте
Файл:Вагонная тележка v001.ogv
Тележка порожнего вагона-цистерны в движении
Основными узлами вагонной тележки являются:
рама или балка — элементы, на которые опирается кузов вагона;
колёсные пары — элементы, предназначенные для удержания тележки на рельсах;
буксы — элементы, предназначенные для передачи давления от рамы на шейки осей колёсных пар, а также — для ограничения продольного и поперечного перемещения колёсной пары;
рессорное подвешивание — элемент, предназначенный для смягчения ударов и уменьшения амплитуды колебаний, передающихся от колёсных пар через буксы на раму;
тормозные колодки
тяговые двигатели и тяговые приводы применяются на тележках самоходных экипажей моторный вагон, автомотриса)).
Наибольшее распространение получили двухосные тележки, как наиболее простые. Также встречаются и трёхосные тележки 6-осные вагоны), отличающиеся более сложной конструкцией рамы. Четырёхосные тележки преимущественно представляют собой две двухосные тележки соединённые одной балкой. Передача горизонтальных усилий от тележки на кузов передаётся преимущественно с помощью шкворня — специального штыря, установленного в геометрическом центре поворота тележки. Вертикальные нагрузки передаются посредством центрального подпятника и или) боковых скользунов, которые служат для ограничения боковой качки вагона, а также снижения извилистого движения при прохождении кривых участков пути.
Различия в ширине колеи Российских и Европейских железнодорожных путей сообщения требуют перестановки вагонной тележки всякий раз при следовании из России в Европу и обратно.
Вагонные тележки устанавливаются на железнодорожных станциях непосредственно возле путей и платформ, как наглядное учебное пособие для обучения и проверки знаний осмотрщиков вагонов
Конструктивные особенности боковой рамы тележки
Боковая рама вагона по конструкции тележки образована колонками, верхним, нижним и 2-мя наклонными поясами, образующими устойчивую связку в процессе работы. По центру размещен проем для укладки рессорного комплекта, по краям рамки – буксовые проемы. При осуществлении работ сборочного типа подбирается боковая рама тележки грузового вагона в соответствии с количеством выступов цилиндрической формы на наклонном поясе.
Преимущества конструкции
Конструкция рамы производится методом литья с использованием натурального стального компонента маркировки 20 ГФЛ, 20 ГЛ. Впоследствии отлитая форма механически обрабатывается, что придает изделию следующие характеристики:
прочность;
износоустойчивость;
невосприимчивость к резкому перепаду температурных режимов;
надежность в эксплуатации.